В оформлении образа игры присутствует бэкграунд, анимированная иконка + звук.
В папке с игрой находится файл DOCUMENT.DAT - советы, подсказки, секреты на русском языке, которым можно пользоваться прямо во время игры. Чтобы это сделать, нажмите кнопку "HOME" и выберите "Руководство к программному обеспечению".
Краткое описание Почему практически никогда нельзя спутать игры американского и японского происхождения? Все очень просто — они похожи на своих создателей. Прагматичные и целеустремленные американцы создают, в первую очередь, то, что приносит доход, — хитовые боевики, симуляторы и т.д. Японцы же, хотя тоже не против заработать, делают упор больше на интересность, оригинальность, поэтому и правят бал в мире РПГ. Но все же объединяет их общая идея — творить. Она способна стирать любые границы, не нивелируя при этом самобытность творца, его отличительные черты. И с определенных пор у меня сложилось искреннее убеждение в том, что создавать БЕЗУМНЫЕ игрушки способны только японцы. Так или иначе, любая западная игра (за очень редким исключением) подходит под какие-либо уже существующие рамки, тогда как про японцев такое можно сказать не всегда. Тем уникальнее на этом фоне смотрится существование Battle Stations, если не разрушившей это мое убеждение, то, по крайней мере, поколебавшей его. При этом сохранив все черты западного своего происхождения.
«Electronic Arts» смогла уже в который раз удивить. Я лично вообще испытываю огромное и глубочайшее уважение к этой фирме еще со времен Syndicate и Road Rash, однако люди не останавливаются на достигнутом, а продолжают создавать сильные и, как теперь еще выясняется, местами очень необычные проекты. Хотя BS и не попала в число их лучших творений, рассказать о ней стоит хотя бы из-за самой идеи. Необычной идеи.
А заключается она в том, что большие современные корабли сражаются один на один средь моря-океана. Что тут такого? Ха, а как вы это себе представляете?! Симулятор от первого лица a-la Mechwarrior? Аркадный шутер среди морских волн? Убожество а-ля Shipwreckers? Действительно, представить себе такую игру сложновато, и сказать точно, к какому она относится жанру, также трудно. По косвенным признакам можно назвать это трехмерным файтингом от третьего лица с видом сверху-сзади. Почему? Арена действия ограничена небольшим водным пространством, все кнопки распределены под атаки и защитные действия, у корабля есть... линейка здоровья! И бои всегда один на один. При этом никакого намека на симулятор — поведение кораблей настолько нереалистично, что об этом даже и говорить не приходится. Чего стоят моментальные остановки на полном ходу и разворот вокруг своей оси за пять секунд! Даже менюшка выбора «бойца» стилизована под файтинг. Так что же это? Мне просто на ум больше ничего не приходит.
Ладно, допустим, насчет принадлежности к жанру мы определились (хотя, впрочем, называйте сами, как хотите). Но как это все смотрится? Графика на вполне приемлемом для первой PlayStation уровне времен 1997-го года, то есть довольно скудная, но не отторгающая. Трехмерные корабли смотрятся хоть и угловато, но это вполне соответствует действительности, хотя детализации могли бы сделать побольше. А самих кораблей восемь видов — катер, эсминец, линкор, крейсер, авианосец, подводная лодка, минный тральщик и транспорт. Различаются они, само собой, внешностью, количеством брони, маневренностью и видами вооружения. Каждый обладает двумя фирменными атаками и еще несколькими оборонительными приемами.
А вот непосредственно в бою все не так радостно. Ну во-первых, удручает вечно одинаковый пейзаж бескрайнего синего моря иногда с убогими и абсолютно не жилыми участками суши на горизонте, но это еще не самое страшное, потому что есть во-вторых — управление. Крестиком джойстика приходится управлять одновременно и самим кораблем, и наводимым на врага прицелом. С учетом того, что враг и сам не прочь в нас пальнуть, постоянно приходится маневрировать, дабы ускользнуть от его атак. При этом еще атаковать самому, учитывая дальнобойность своего и вражеского оружия. Ну что, представили картинку? Издевательство, не меньше.
С кнопками вроде как порядок, на них повешены конкретные атакующие и защитные функции, однако легче от этого не становится. Но самое ужасное то, что вся битва происходит на расстоянии одного экрана, никакого масштабирования не предусмотрено, и в результате все, как правило, сводится либо к расстрелу друг друга в упор, либо к тупому кружению друг вокруг друга в надежде выстрелить раньше и точнее. Хотя комп, пользуясь тем, что ему, как известно, на кнопки нажимать не надо, делает это значительно лучше.
Единого сюжета я в игре не увидел. Имеются режимы для одного и двух игроков, а первый делится на аркадные миссии и кампании. Что символично, аркадные стоят первыми. А вот в кампаниях нужно сначала выбрать себе персонажа. Хотя у них и имеются какие-то характеристики, их влияния на игровой процесс я лично также не заметил. Дальше тема такая: нам дают энное количество кораблей (сначала три — четыре, остальные нужно постепенно вводить самому по мере необходимости) и выкидывают на карту миссии. Там довольно доходчиво изображен ландшафт и вражеские корабли. Целями могут быть как вражеские суда, так и наземные объекты. В любом случае, проплывая в непосредственной близости от противника, вам предстоит вступить с ним в ближний бой, а дальше — все как было сказано выше. Врагов иногда даже меньше, чем ваша флотилия, но нарываться на всех подряд все равно не следует, катером вы крейсер не потопите. Так что сначала узнайте, где какие противники, а уж только потом в бой, тем более утраченную броню вам никто восстанавливать не собирается. Можно даже сказать, тактический элемент присутствует... Запоров все корабли, получите, само собой, Game Over. Так что, принимая во внимание упомянутые факторы управления и достаточно сильного компьютерного AI, можно легко и обоснованно прийти к выводу, что сложность игрушки намного выше среднего.
Что касаемо звукового сопровождения, то тут как раз все спокойно и без сюрпризов. Бравые и жутко однообразные мелодии будут сопровождать покорителей морей как во всех менюшках, так и непосредственно в бою. Звуки залпов батарей и следующих за ними разрывов снарядов также вряд ли доставят удовольствие человеку с тонким слухом, но перетерпеть можно.
А вообще трудно в двух словах выразить общее отношение к этой игре. Единственное, что могу повторить, — она способна удивить. Есть и откровенные недостатки, например, загрузки (они возникают даже при входе в опции!), есть и достоинства, главное из которых, безусловно, оригинальность. Однако поиграть в нее я бы все же посоветовал — хотя бы для расширения кругозора. Безумные идеи всегда притягивают.
Журнал Великий Dракон, 2003 год.