Краткое описание
Редкий гость на ps1, пусть и не идеальный - экшн-рпг от третьего лица.
Полное описание
Первым пунктом нашей программы будет сюжет. И не вот так с бухты-барахты, а по причине того, что
Crusaders of Might and Magic позиционируется 3DO как RPG, пускай с примесью action, но RPG. А как сказал мой хороший друг RPG'шник со стажем: "Ролевушка - это на 50% сюжет и уже потом, где-то там, все остальное".
Главный герой игры некий Дрэйк (Drake), рыцарь печального образа. Когда наш герой был юн и зелен, его родная деревня была разорена Легионом живых мертвецов под предводительством некромансера Некроса (Necros). В результате чего семья Дрэйка была зверски (иначе никак нельзя - закон жанра) убита, а сам он заполучил красивый шрам, проходящий через пол-лица. Пересказывать дальнейшее развитие сюжета, я думаю, не имеет смысла. Тем более, что, несмотря на встречающиеся порой незначительные девиации, все в конце концов сводится к классическому "знаменателю": "враги сожгли родную хату", обида на всю жизнь, я отомщу, и мстя моя будет беспощадна.
В целом, сюжет достаточно стандартен, не блещет оригинальностью и на полноценную RPG явно не тянет, однако с поправкой на action направленность игры вполне потянет. По крайней мере, не намного хуже, чем тот, что был в Soul Reaver. Да и с задачей своей справляется неплохо - дает игрокам более-менее приличное основание для упражнений в ловкости пальцев. Если же вы ждали чего-то большего, то, увы, мне нечем обрадовать вас.
Помню, когда
Crusaders of М&М еще только находился на ранних стадиях разработки и в Интернете появились первые скриншоты из игры, многие журналисты с ехидцей подметили, что 3DO, дескать, взялась за разработку первого в мире "средневекового" Tomb Rider'a. Признаться, я поначалу тоже придерживался подобного мнения, но, пообщавшись с игрою "в живую", понял, что это далеко не так. Единственное, что хоть как-то роднит эти две игры - это вид от третьего лица и схожая система управления. Прежде всего Дрэйк значительно быстрее, чем Лара, благодаря чему
Crusaders of Might and Magic поначалу кажется более выигрышной с точки зрения динамики игрового процесса. Однако, когда первое очарование проходит, на свет божий начинают всплывать "подводные камни".
Прежде всего игра ужасно несбалансирована. Передвигающийся с невероятной прытью и кошачьей ловкостью по игровому миру Дрэйк во время боя, прямо противоположно ожиданиям игрока, начинает безумно ''тормозить". Напоминая в этот момент подневольного солдата стройбатовца, который "может копать, а может не копать" но и то и другое делает одинаково лениво и без энтузиазма. Разница между нажатием кнопки джойпада и реальным действием персонажа порой составляет несколько секунд. Причем, по закону подлости, особенно часто это случается в то время, когда старый "чек-пойнт" уже остался далеко позади, а новый еще и не думал начинаться, а это чревато. В частности, многократным просмотром жизнеутверждающей заставки Game Over и пятнадцатисекундной процедурой загрузки данных с места последнего сохранения.
Сам бой сводится к нажатию двух клавиш: X, которая в комбинации с курсорными клавишами (стрелками) отвечает за использование всевозможного оружия, и "треугольник", на которую "повешено" применение магии. Естественно, есть и такая полезная в суматохе боя вещь, как "автоприцеливание" (auto-aim), эффективность которого, впрочем, сведена на нет стремлением 3DO к реалистичности. Как только "захваченный" в прицел враг (пускай всего лишь на долю секунды) скроется из поля зрения Дрэйка, auto-aim отключается, что ставит под сомнение практическую ценность данной функции.
Интерфейс также не особенно порадовал меня. Меню сделаны явно на скорую руку и не отличаются ни особой красотой, ни удобством в использовании. Особенно меня удивило Inventory. Вызываемое в процессе игры нажатием клавиши Select меню инвентаря подразделяется на четыре категории (за которые отвечают, соответственно, четыре клавиши джойпада): различные снадобья и предметы, доспехи, оружие и магия. Итак, попав в Inventory, вы выбираете интересующий вас раздел, находите нужный предмет (оружие, магию, доспех), нажимаете на Select и... вуаля, все готово. Удобно? Да, но только 3DO не была бы 3DO, если бы и здесь не поставила все с ног на голову.
По гениальной задумке кого-то из дизайнеров за один раз вы можете сменить/использовать только один предмет из одной отдельно выбранной категории. То есть если вы вдруг решите, к примеру, сменить шит и выпить склянку с целебным снадобьем, то для этого вам придется проделать процедуру вызова инвентаря целых два раза! Теперь представьте, что получится, если вы решите сменить доспехи, оружие и используемую магию одновременно. Ничего страшного, говорите? А если во время боя? В общем, хентай (японск. - извращение) какой-то получается.
И в довершение безрадостной картины несколько слов о графике. В целом, удобоваримо. Хотя не обошлось без извечных 3DO'ошных проблем. Текстуры довольно пикселизированы, "заклинания" безвкусны, а используемый к месту и не к месту эффект "полупрозрачности" после сорока минут игры начинает раздражать. Также хромает дизайн уровней. Особенно это заметно на уровнях, где действие происходит на открытых пространствах. Мало того, что они (уровни) смотрятся из рук вон, так их еще и открытыми можно назвать только с большой натяжкой. Только разбежишься и сразу же бух в стенку. Хотя порой (очевидно, в порядке исключения) попадаются и настоящие шедевры дизайна. Особенно удачны "ледяной" и "лесной" миры, все красиво и со вкусом, хотя, даже тут заметно, что основной конек графического движка
Crusaders of Might and Magic это закрытые помещения.
Впрочем, не все так плохо. Очень качественно выполнена анимация. Движения персонажей плавны и реалистичны, а анимации, сопровождающей использование оружия, можно только подивиться. Но, увы, это только мечты.
Crusaders of Might & Magic была, есть и останется посредственной псевдо-РС'шной бродилкой с несбалансированным игровым процессом, довольно страшной графикой и проблемами с управлением. Выводы же по поводу нужности (точнее, ненужности)
СоМ&М в вашей коллекции дисков вы, надеюсь, сумеете сделать самостоятельно.
Журнал "Official PlayStation Magazine: Россия" за 2000 год.