Краткое описание
Тактическая ролевая игра, старающаяся быть похожей на
Final Fantasy Tactics.
Полное описание
Бывают игры, которых долго ждут. Вспомним хотя бы Unreal, Final Fantasy 7, Baldurs Gate и ряд других. Не скажу, что «вся игровая общественность замерла в напряженном ожидании Hoshigami, но все-таки любители РПГ, еще не перешедшие на новое поколение консолей, возлагали на эту новинку большие надежды. Еще бы, ведь Atlus громогласно провозгласила свою очередную TRPG идейным продолжателем Final Fantasy Tactics и Tactics Ogre одновременно. Правда, позже выяснилось, что команда Maxfive имеет с разработчиками вышеупомянутых игр весьма отдаленное родство, но, тем не менее, некий ажиотаж вокруг Hoshigami возник. Возможно, это помогло Atlus повысить продажи за счет так называемых "заочных фанатов". Хотя, надо сказать, фанаты эти самые — публика ненадежная: если долгожданная игра оказывается далека от их упований, они мгновенно перебегают в лагерь "лютых ненавистников".
За Tactics Ogre и FFT ваш покорный слуга провел немало приятных часов, так что и Hoshigami ожидал с нетерпением. И вот вожделенный диск в консоли. Как обычно, в начале вас ждет некоторая порция сюжета, призванная ввести в курс дела. Существует континент Mardias, разделенный на три страны: Nightweld на западе, Valaimian Empire в центре и Gerauld на северо-востоке, на котором и будут происходить все события. Главный герой игры — Фазз (Fazz), наемник из Найтвельда; его старший товарищ, Лемири (Lemirey), известный копейщик, видит в нем будущего великого воина. В общем, сюжет, как и у всякой TRPG, крутится вокруг локальных войн, предательств и внезапных нападений, порожденных агрессивными устремлениями Империи Валаймиан (Valaimian Empire). Собственно говоря, сюжетец служит всего лишь "приправой" к тактическим сражениям и подготовке к оным.
Следует отметить, что проработка боевой системы здесь действительно глубока (в отличие от сюжета). Начнем с того, что наконец-то отправилось в небытие правило «за ход можно один раз переместиться, один раз исполнить какое-либо действие» В Hoshigami присутствует линейка действия (как это обычно бывает в тактических играх для PC), на которой отмечено, по достижению какого уровня ход закончится. Поэтому можно хоть все истратить на бег, хоть несколько раз пырнуть вражину кинжалом. Магию, правда, применить более одного раза за ход вряд ли удастся, зато этот недостаток компенсирует ее немалая убойная сила. При выборе команды «атаковать» выводится другая линейка, и вы должны остановить курсор нажатием кнопки в нужный момент (что, честно говоря, немного раздражает с непривычки), в результате чего можно нанести противнику повреждения, несовместимые с жизнью, или отбросить его куда подальше.
Последнее может послужить началом, так называемой «сессии», проще говоря, комбо. Если отбрасываемый персонаж попадет на героя, стоящего в режиме ожидания сессии, тот нанесет ему еще один удар, который может, в свою очередь. отбросить несчастного врага к другому, ожидающему сессию, бойцу. Теоретически избиение противника может продолжаться довольно долго, но на практике вам это вряд ли удастся, так как в состоянии ожидания персонажи более уязвимы по отношению к атакам противника и, что самое обидное, после первого же удара из этого состояния выходят. Однако научиться пользоваться комбо все-таки придется, поскольку это единственный способ заполучить экипировку противников, причем ценность приватизированного предмета прямо пропорциональна числу ударов, положивших конец жизни супостата. В целом, нововведение, конечно, интересное, но требует значительной доработки.
Магическая система Hoshigami заслуживает отдельного разбирательства. Основой ее служат монетки Coinfeigms, изготовленные из волшебного материала. Каждая монета содержит одно заклинание и обладает набором характеристик, таких, как мощность заклинания, расход МР, текущее количество МР — да-да, очки маны у каждого заклинания свои, дальность действия и радиус поражения. Теоретически возможно из самого простейшего, доступного в начале игры спелла прокачать какой-нибудь Армагеддон. Повышение характеристик осуществляется в специальных магазинчиках при помощи получаемых в битвах монеток, причем на разные Coinfeigms одни и те же монетки могут оказывать совершенно разный эффект. Во время битвы магия постепенно пополняется в лучших традициях Tactics Ogre.
Перерывы между битвами будут у вас заняты не только улучшением магии, но и многими другими делами. В магазинах, расположенных в городах, можно купить экипировку и лечебные предметы (надо сказать. довольно дорогие), в казармах — нанять новых солдат, в храмах — поменять бога-покровителя персонажа. Кстати говоря, как раз боги-то и называются загадочным словом Hoshigami. Всего их восемь, по числу магических элементов. Они по сути являются аналогом Jobs из Final Fantasy Tactics: вместе с «экспой» вы зарабатываете очки способностей и, набрав 100, сможете выбрать в храме новую призовую способность.
Но больше всего времени вы проведете в тренировочных боях. Веселые тренировки, которые были в Tactics Ogre и которые нередко превращались в мультиплеерный режим, чем-то не угодили ребятам из Maxfive, и в Hoshigami вам придется драться с компьютерными противниками в специальной тренировочной башне. Дело это не только довольно скучное, но и рискованное: ваши персонажи могут запросто погибнуть, а смерть в TRPG необратима, поэтому приходится быть очень осторожным. Так что, без прокачки никак не обойтись, ибо уровень противников растет независимо от уровня ваших наемников. Именно это разочаровало в Hoshigami многих игроков, с нетерпением ожидавших новинку. Рядовые бойцы, скорее всего, будут у вас гибнуть толпами, и придется перезагружаться или прокачивать новых, а ведь еще нужно умудряться делать сессии для того, чтобы получать ценные предметы. Ввиду всего изложенного, за этой игрой вам не то что расслабиться, но и хотя бы не злиться вряд ли удастся.
Слишком многое зависит от случайности, удачи, а не от тактической смекалки игрока. Единственное, что достается на долю бедолаги-геймера, так это долгие часы нудной прокачки, а, между прочим, на четвертом-пятом этаже тренировочной башни потерять солдата столь же легко, как и в сюжетной битве с каким-нибудь крутым боссом. Для того чтобы пройти Hoshigami до конца и не разбить своим Dual Shock'ом экран телевизора оттого, что под конец боя какой-нибудь вор успеет нанести четыре удара и вырубить мага, которого вы прокачивали последние три часа, вам понадобится недюжинная усидчивость и железная выдержка.
Пока вы перевариваете все эти не очень радостные сведения, развлеку вас своими впечатлениями от графики. Для PlayStation она вполне средняя, во всяком случае не такое убожество, которое можно было недавно наблюдать в Dragon Warrior 7, и на том спасибо. Спецэффектами, правда, нас немного обделили, даже масштабирования спрайтов нет. В сюжетных вставках представлены крупные изображения персонажей, что сразу напоминает о Kartia, где художником был Амано, а портреты выполнены на порядок лучше. Впрочем, любители RPG давно привыкли «не судить по одежке».
Что же касается музыки, то она не произвела на меня особого впечатления и уж тем более не вызвала желания слушать ее отдельно от игры. Хорошо хоть не мешала прокачивать магов.
К точности управления в пошаговой игре вряд ли кто-то станет придираться, единственное, что несколько озадачивает, так это какое-то «неправильное» вращение камеры.
В конце обзора принято подводить итоги и давать всяческие рекомендации, в частности, насчет того, для кого предназначена игра. Не буду отступать от традиций и одарю вас ценными соображениями на этот счет: если вы не фанат тактических РПГ, то Hoshigami точно не для вас. Лучше сначала попробуйте Vandal Hearts, Final Fantasy Tactics или Tactics Ogre. Если же каждую из этих игр вы прошли уже по несколько раз, то можете ознакомиться и с Hoshigami.
Потому что все свои обещания разработчики выполнили. Вот только играть очень уж напряжённо. Именно «напряжённо», а не «трудно». Лично я после 10 часов игры с трудом удержался от «переполовинивания» доставшего меня диска. Тем не менее, у Hoshigami: Running Blue Earth есть шанс стать одной из ваших любимых игр. Надо только втянуться, а там уж само пойдет...
Описание из журнала "Великий Dракон", 2002 год.