Краткое описание
Вы - полицейский будущего, который борется с преступностью, используя для этого различные средства передвижения.
Полное описание
Игра, о которой пойдет речь, вызывает смешанные чувства. Ее можно и придется хвалить — есть за что. У Crime Killer масса достоинств, о которых я готов рассказывать взахлеб, но увидел я все эти достоинства только после пяти часов прохождения по кругу первой миссии — и за это время игра была неоднократно, жестоко и в грубой форме обругана.
Вот с главного недостатка и начнем, чтобы как-то смягчить последующие дифирамбы: игра очень сложная. Аркадный симулятор полицейского автомобиля потребует от вас нескольких часов просто на то, чтобы научиться ориентироваться на виртуальных улицах, освоить управление машиной (качественное управление, а не "от столба до столба") и перестать быть пассивной мишенью. Помнится, была некогда модной тема излишнего реализма в серьезных симуляторах: неизвестно, дескать, что проще — освоить игру или реально научиться водить машину. Кто мог подумать, что это докатится до аркад!
Игра действительно сложная. Покажите мне того, кто пройдет Crime Killer с первой попытки, и... В общем, преклонюсь, съем шляпу и весь соответствующий набор. Вы не можете позволить себе делать ошибки — только качественные вписывания в поворот, только быстрое уничтожение противника (то есть высокая точность стрельбы), только четкое преследование цели. Жуткие ощущения. Поверьте: одно дело — оценивать сложность игры для рецензии в журнале, и совсем другое — самому застревать на каждом уровне.
Игра становится интересной, если вы провели пару часов за joypad'ом и научились управляться с этими машинами и самолетами. Но кто знает, досидите ли вы до этого сладостного момента? Если бы не редакционное задание и не уязвленное самолюбие — я бы плюнул на Crime Killer через двадцать минут. Однозначно. Кошмар, а не игра.
А вот теперь — о приятном. Когда вы, наконец, овладеете "железным другом", глаза перестанут метаться от карты к дороге, а руки почувствуют себя там, на виртуальном руле, перед вами начнут открываться достоинства, и первое из них — сюжет.
Прежде всего, присутствует крепкая завязка, на удивление внятно изложенная в ролике: отца нашего героя убивают во время патрулирования; ребенок подрос и продолжил дело невинно убиенного, однако к тому времени само это дело несколько видоизменилось. В будущем полиция стала решать проблемы радикально: виновные в преступлении (пусть даже таком незначительном, как парковка в неположенном месте) уничтожаются. Немедленно — и никаких апелляций.
Собственно, в уничтожении преступников новейшими средствами и заключается работа полицейского. Средство передвижения — Police Car, мотоцикл или нечто бэтменоподобное, — обладает пристойной броней и двумя пушками (очевидно, primary и secondary). Собственно, больше ничего для счастья и не надо: ногу на педаль, палец на гашетку и "вдоль по Питерской". Получив сигнал о нарушении правопорядка в патрулируемом районе, мудрить не приходится, задача проста — "найти и уничтожить". Таким образом, наш с вами герой совмещает приятное с полезным, зарабатывая деньги и получая при этом удовольствие. К тому же у него есть прекрасная возможность мстить за родного отца. Можно только порадоваться за человека: неплохо устроился.
Предыстория — это полдела. Игру красит не только байка о сыновней мести. Игру красит атмосфера. Симулятор полицейского патруля — это здорово. Никогда бы не подумал, что в подобных играх может иметь огромное значение обычная мигалка. Например, ты стоишь за углом в засаде. На радаре твоей машины — быстро приближающаяся цель. Как только гад-нарушитель показался из-за угла, ты жмешь на газ, устремляясь за ним... и вот тут самое главное — не забыть включить мигалку. А иначе вы изрядно испортите удовольствие от погони, поломаете кайф, одним словом. А так — воет сирена, машину заносит на крутом повороте, а из преследуемого автомобиля так и слышится встревоженный голос: "Джо, копы!"
Врубить эту самую мигалку перед последним выстрелом, читать сообщения от напарников, выбирать удобное место для засады или просто "охранять улицы города" с пушкой наготове — это не интересно? Что ж, значит, чужда вам идея глубоко законного отстрела нелояльного населения. Значит, не бьется ваше сердце учащенно при словах песни "наша служба и опасна, и трудна"... Тогда поверьте на слово: атмосфера в Crime Killer придумана и продумана отлично. И все вышеперечисленные удовольствия вы в игре получите.
Надеюсь, что с gamepla'ем все понятно. Перед вами — дорога, на панели — радар. На радаре — положение вашей цели. Внимательно читаете задание (кого-то надо уничтожить, кого-то — обездвижить, кто-то представляет особую опасность, о чем вам заблаговременно сообщат; да и кроме полезной информации есть еще такая штука, как развитие сюжета) — и в добрый путь.
Выбор вашего транспортного средства зависит от миссии, всего — три варианта: автомобиль, мотоцикл, "летало". "К чести разработчиков", надо сказать, что у каждого "железного коня" есть своя специфика, и мотоцикл ведет себя на дороге совсем не как машина, более того — и первый, и второй ведут себя так же, как их реальные прототипы (сравнивать динамику игрового "летала" с настоящим будем лет через двадцать — может, тогда эти птеродактили станут рядовым явлением на наших улицах). В общем, физика в игре хороша, а управление вполне адекватно задачам: и удобно, и привыкаешь быстро.
Все бы здорово с геймплеем, дело портит только одно — несбалансированность. Сложность, иными словами. Причем такая сложность, которая мало зависит от мастерства: от вражеского огня, скажем, далеко не всегда можно уклониться — по тебе даже не пускают ракеты, а палят из пулемета, и одной PlayStation известно, каков будет процент попадания. Более того — никакой информации о степени повреждения по ходу игры не предоставляется, и судить о "пожеванности" можно только по внешнему виду машины: сначала сминается крыша (у байка — не особо заметно), потом вы загораетесь, потом — печальный финал. Каждая стадия — всегда приятный сюрприз, а после огня на бампере боржом пить уже поздно: машину заносит. Починиться можно только на некоторых уровнях. Да здравствует реализм: победа над противником при подбитой машине приравнивается к счастливой случайности. Чтоб этому реализму пусто было!
Из-за общей озлобленности я не сразу разглядел великолепную графику. Полигоны практически без глюков; отличные, разнообразные интерьеры; пристойная палитра; очень качественно проработанные движения (особенно разворот на 180° — отдельное, очень зрелищное действие); достойные модели. Графика заслуживает исключительно похвалы, и даже PSX-овское слабое место — взрывы — радует глаз, да и осколки весьма живописны. Графика — одна из лучших в жанре.
Со звуком дело обстоит похуже. Мелодии, хоть и качественные, ничем особо не впечатляют, а речи нет вообще — и это при том, что очень хочется озвучания сообщений по рации: к игровой атмосфере тогда вообще было бы не придраться. Сам звук, впрочем, на высоте: опять-таки взрывы, пальба, мигалка... О, мигалка!
Если коротко, то Crime Killer обладает массой достоинств, которые могли бы сделать его безупречной игрой, но комбинация их такова, что безупречной игры не получилось. Более того — эту игрушку я порекомендовал бы только фанатам жанра или очень серьезным геймерам. Но зато рекомендации были бы от всей души. Напоминаю: все достоинства становятся видны только после продолжительного освоения искусства вождения в Crime Killer. Искусство игры в Crime Killer — это некая самостоятельная область человеческой деятельности.
Хорошо, что, во-первых, играть в СК можно долго — этот плюс разработчики обеспечили. А во-вторых... Crime Killer напоминает, что существуют настоящие серьезные компьютерные игры, и в них надо учиться играть. У-чи-ться! Игра — не баловство, игра — искусство (конечно, если это серьезная, настоящая игра). Такие игры были раньше. Crime Killer — один из немногих в наши дни — напоминает, что они не умерли. Хорошо это или плохо — отдельный вопрос.
Журнал "VideoИгры", 1998 год.