А казалось, все так просто: игру готовят надежные люди - настоящие профессионалы своего ответственного дела, кроме того, проект - по сути, беспроигрышный, хит, который, очевидно, стал хитом гораздо раньше, чем на японские прилавки попали заветные диски. Мы повидали не один десяток артворков, сногсшибательных и не очень, просмотрели кучи соблазнительных эскизов, прочитали множество восторженных пресс-релизов, наслушались самых противоречивых мнений, сами не раз высказались по поводу и без оного, спорили и обижались, искали альтернативу - короче говоря, все мы очень ждали эту игру. Может быть, кто-то и не захочет в этом признаться ("Да вы, ребята, чего? Чтоб я эту
Final Fantasy ждал?! Да это ж детский сад - коммерция сплошная..."), но даже они втихомолку и по ночам лазили в Сети по фанатским сайтам, ища шокирующие откровения и свежую, еще не проверенную информацию.
Серия
Final Fantasy всегда вызывала порой просто нездоровое, близкое к религиозному поклонение, которое очень ловко эксплуатировалось разработчиками. Проект приобрел особую ауру культового произведения, которая мешает рассуждать и писать объективно. Все время рискуешь натолкнуться на смертельную обиду ярого фаната или же на ехидное замечание скрытого ненавистника
Square и всех её продуктов. И все же я постараюсь быть объективным. Теперь, когда наконец-то свершилось то, чего, в общем-то, не могло не произойти, сталкиваешься со странным чувством: никогда не знаешь, насколько та картина, которую ты себе нарисовал, соответствует реальности, принявшей вполне ощутимую материальную форму стандартного лазерного диска. Но будем объективными. Скажем все, как оно есть. Какая же ты на самом деле, долгожданная
Final Fantasy IX? Чем порадуешь? Чем огорчишь?
Приступая к созданию девятой части игры, разработчики решили кардинально изменить
оформление игры. О чем, естественно, сразу же стало известно всему белому свету. Что поделаешь - элемент рекламной стратегии! В качестве новых "концептуальных установок" были выбраны первые части сериала, наиболее близкие по духу и атмосфере к ортодоксальному пониманию
RPG как чего-то неразрывно связанного со псевдосредневековой обстановкой, замками, драконами и прочим сказочным антуражем, а киберпанковский стиль
FF VII и
FF VIII со всевозможными навороченными футуристическими фантазиями механического характера и навязчивым стремлением к суровому реализму, отправился в отставку.
Но что подвигло
Square на подобные изменения? Почему компания решила отказаться от успешной концепции предыдущих частей (
FFVII стала эпохальным явлением в мире ролевых видеоигр, а количество проданных копий восьмой части превысило все предыдущие объемы)? В поисках ответа на этот вопрос не будем переоценивать периодически появлявшиеся в прессе патетические прогоны, являющиеся непременным элементом "грамотного позиционирования продукта" и "подготовки сознания потребителя". На мой взгляд, в
Square, где собрались большие мастера своего дела, почувствовали, чего, собственно, хочет народ. А народ хочет и любит то, что всегда было сильнейшими сторонами серии
FF: проработанные характеры персонажей, динамичная боевая система, фирменная игровая атмосфера и непременный...
... и непременный эпический
размах сюжета. Все это мы можем созерцать и здесь, в девятой части.
Итак, очередная эпопея начинается на
Континенте Тумана (
Mist Continent) в
Королевстве Александрия (
Kingdom of Alexandria). Один из ключевых героев игры - смышлёный паренек со "звездным" именем
Зидан, ставший чуть ли не самым удачливым членом воровской шайки
Танталус. Он с товарищами собирается похитить принцессу (естественно, красавицу)
Гарнет Тиль Александрос 17-ую на ежегодном праздничном фестивале. Юная престолонаследница не слишком этому противится, так как надеется таким образом показать своей авторитарной матери собственную своенравность и самостоятельность (своеобразный способ, ничего не скажешь!). Её матушка, когда-то добродушная королева, терроризирует соседние королевства нашествиями армий... В то же время ну очень молодой, но подающий большие надежды (по крайней мере ему так самому кажется) черный колдун
Виви мечтает оказаться на празднестве, чтобы послушать свою любимую песенку (даже черным колдунам не чуждо ничто человеческое), однако его билет оказываемся подделкой со всеми вы вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее,
Виви пробирается на шоу, воспользовавшись помощью уличной крысы по имени
Пэк. Там он оказывается свидетелем дерзкого мероприятия
Зидана и его друзей, которые встречают сопротивление со стороны личного охранника принцессы рыцаря
Адельберта Штейнера. Но раз
Гарнет сама хочет быть похищена, то... Развязка все более усложняющихся отношений и запутанных тайн может быть разрешена только во время путешествия, которое предпринимают герои.
Как и в предыдущих сериях, разработчики поднапустили
романтической пыли "психологичных отношений", изрядно всем поднадоевшей своей искусственностью. Вся эта закомплексованность
Виви, амбициозность и проблемы
Зидана и т.д. понравится тем, кто тащился от любовной связи между
Скволлом и
Риноа в восьмой части. Вот снова "Квадрат" потчует нас вечными вопросами любви, смысла жизни, противоречивости человеческих чувств и прочим. Несомненно, в этом отношении все обстоит менее паталогично, чем раньше (по крайней мере естественных эмоций вроде шуток и т.д. стало гораздо больше), но кому-то подобный настойчивый психоанализ на уровне карманных любовных романов придется не по душе. Здесь же я хочу поругаться (если уж начал гадости говорить) на персонажей
FF IX вообще. Где-то я вас, ребята, уже видел.
Зидан уж больно похож на
Локи,
Гарнет - на
Циан (шестая часть игры),
Ейко Кэрол - на чудесную девочку
Релм (тоже оттуда же), а
Саламандра - что-то вроде помеси
Сабины и
Тени (опять-таки из
FF IV). В конечном итоге, сюда же можно отнести
Фрейю, смахивающую на
Целес из
FF IV. Дежа вю как моя личная психологическая особенность или...? Или все-таки халтура?!
Начнем с последнего.
Музыку написал... кто бы вы думали? Limp Bizkit? Britney Spears? Рахманинов? Нет, опять все мелодии созданы бессменным
Нобуо Уэмацу, а следовательно, общая музыкальная атмосфера игры осталась фактически без изменений. Снова "фирменные", красивые, но неизменно 16-битные (увы, лучше никогда не будет!) композиции сопровождают нас на протяжении обоих дисков игры. Остальной саунд не менялся, кажется, с четвертой серии игры. А жаль.
Графика игры, несомненно, улучшилась, но незначительно. Все те же 3D-персонажи на двухмерных пререндеренных фонах. Скорее, она изменилась - стала ярче, богаче и детализированней. Появилась масса кратких FMV вставок, сэмплированных интегрированных анимаций, и т.д. Общее впечатление от игры гораздо более сказочное, ностальгическое, что ли. Что и говорить, мне визуальное исполнение
FF IX очень понравилось. Но чувство ностальгии всегда противоречиво: оно приятно, но оно же горько. Чувствуется, что уходит целая эпоха. Круг как будто бы замкнулся, вое опять вернулось к истокам. И когда это ощущаешь, хочется простить игре многие недостатки. Так, по-простому, объективно.
Игровой процесс FF IX по праву может считаться самым сильным аспектом. Насколько он вообще может таковым считаться в играх данной серии. По правде говоря, никаких кардинальных изменений нет, местами все так же тривиально и монотонно, но... Благодаря новшествам в боевой системе (появление trance-шкал, некоторый прогресс в области summon'ов и т.д.) игра стала гораздо динамичнее и живее. Особенно запоминаются такие сильные сюжетные ходы, как, например, момент, когда герои, разделенные на две группы, попадают в сложную ситуацию, и вы вынуждены метаться от одной к другой, причем если положение дел меняется у одной группы героев, то это сказывается на другой. Эффект присутствия и вовлеченности полный. В игре теперь предусмотрена гораздо более четкая дифференциация по скиллам и характерным способностям, так что тупое прокачивание каждого параметра, свойственного
FF VIII, мы больше не встретим. Вследствие этого герои взаимодействуют гораздо более слаженно, избавившись от духа "нездорового индивидуализма".
Изменилась ситуация с "личным скарбом". Следуя принципу "чем больше, тем лучше",
Square накропала массу мечей, шляп, посохов, ботинок и прочих полезных вещей, каждая из которых обладает широким функциональным потенциалом. Тем не менее, насколько тот или иной предмет будет полезен, зависит от персонажа и его способностей. Именно в соответствии с ними становится ясно, будет полезна вещь или нет. Согласитесь, что появление подобных нюансов привносит в игру более отчетливый эрпэгэшно-стратегический оттенок.
В остальном за последние десять лет лично я никаких революций в этом игровом мире не заметил. Кому нравился геймплей в предыдущих частях, получит еще большее удовольствие от
FF IX. Если же нет то никто и не неволит...
Кроме всего прочего, разработчики снова щедрой рукой упрятали в общей структуре игры
массу любопытных мини-игрушек, так разнообразивших игровые будни в предыдущих частях. Общее впечатление от игрового процесса производит довольно насыщенное и опять-таки немного ностальгическое. Может быть, потому, что мы вряд ли увидим что-нибудь подобное.
Жить будет, никто не виновен, все будет хорошо. Для многих
FF IX станет лучшей игрой в серии. Она является последним аккордом в долгой десятилетней истории существования огромной ролевой эпопеи, прославившейся на
PS1 и прославившей
PS1. Эпоха и того и другого заканчивается, и то, что нас ждет в будущем, будет совсем другой
Final Fantasy. Эта же часть, девятая и последняя на
PlayStation, не пытается совершить революцию. Она просто пытается завоевать вашу симпатию. Поверьте, она этого достойна. Хотя бы чуть-чуть.
Журнал "Official PlayStation Russia" за 2000 год.