Итак, перед нами гонки со стрельбой. Действие происходит в будущем, являющем собой в представлений авторов весьма любопытную и слегка пугающую картину. Насилие процветает во всех возможных формах. И это видно уже по вступительному ролику, где гонщики в пылу заезда вместе с гоночной трассой подчистую сносят с лица земли половину ни в чем не повинного города. А по окончании гонки освещенные пламенем догорающих останков того, что когда-то было очагом цивилизации с наслаждением лупят друг друга ногами. Каким именно способом человечество докатилось до жизни такой,
Psygnosis деликатно умалчивает. И действительно, сюжет — в подобных играх дело десятое, на первом месте игровой процесс, на нем мы и остановимся подробнее.
Rollcage построен в соответствии с классическими канонами жанра. Игроку дается под управление некое транспортное средство, трасса и полная свобода в выборе методов ее (трассы) прохождения. Собственно говоря, все, что требуется от игрока, это прийти к финишу первым, а каким способом это будет сделано уже никого не интересует. Думаю, не стоит и говорить, что правила проведения соревнований отсутствуют как класс. На треках
Rollcage действует единственный закон — либо ты, либо тебя. Так что о таких вещах, как спортивное благородство и честность, рекомендую сразу забыть. Конечно, при желании в меню опций можно отключить использование вооружения, но при этом игра теряет немалую часть своего очарования. Так что лучше играть как есть. Как пелось в классической песне, «трус не играет в хоккей». Что применительно к случаю можно перефразировать как, «пацифист» не играет в Rollcage.
Однако, несмотря на явно насильственный характер, игра вовсе не кровожадна. Так что при всем желании насмерть «замочить» соперника вам не удастся. Знаю, многих это может расстроить, но, с другой стороны, соперники не смогут «замочить» вас. Так что плюсы подобного подхода налицо. «Но если нельзя уничтожить, то что же тогда делать?» — спросите вы. Все очень просто: нужно его (противника) замедлить! И способов сделать это больше чем достаточно. В вашем распоряжении целый арсенал, начиная от неуправляемых ракет и заканчивая самонаводящимися ракетными «монстрами», зацикливающимися на лидере гонок и преследующими его до победного конца.
Есть и более экзотические экземпляры. Такие, как к примеру Ice ray, покрывающий покрышки оппонентов коркой льда (отчего машина начинает вести себя самым непотребным образом). Или Time warp, замедляющий скорость всего в игре, кроме вашей машины, и позволяющий таким образом оторваться от противников. Есть и средства, управление которыми неподвластно игроку. К примеру, метеоритный дождь, обрушивающийся на трассу и создающий, кроме всевозможных разрушений, еще и всесокрушающую ударную волну.
Кроме того, есть возможность замедлить соперников, создавая всевозможные препятствия у них на пути. Дело в том, что все предметы обстановки в
Rollcage, начиная с деревьев и заканчивая домами, поддаются разрушению. Так что если вы сумеете попасть по критической точке какого либо здания, его можно очень удачно обрушить как раз на пути у конкурентов. Но не стоит забывать, что все вышеописанные яства с тем же успехом могут быть использованы и против вас. А искусственный интеллект в
Rollcage весьма неплох (лично я на уровне hard сломался на второй трассе).
Ладно, теперь пара слов о машинах. Они. к слову сказать, являют собой довольно интересное зрелище. Очень маленький корпус, висящий точно посередине между огромными колесами. Подобное устройство позволяет машинам выделывать удивительные фортели. Въезжать на отвесные стены, кувыркаться, как только душе угодно, и т.д.
В игре, как и положено, присутствует несколько подобных транспортных средств, различающихся целой уймой характеристик: скоростью, управляемостью, степенью защиты... Кроме того, у каждой машины есть свой водитель, но, похоже, его присутствие носит чисто эстетический характер и на игре никак не сказывается.
Трассы
Rollcage довольно разнообразны и отличаются неплохим дизайном (сразу видно, что над этим аспектом разработчики немало потрудились). Все они (трассы) располагаются в четырех различных типах окружения: Neoto (город). Harpoon Island (пляж), Saphire (Арктика) и Outworld (где-то в космосе). На каждый из вышеперечисленных этапов приходится от трех до пяти трасс плюс секретные.
Отдельного упоминания заслуживает физическая модель поведения автомобиля. Миры
Rollcage намеренно выполнены с пониженным уровнем гравитации. Что в сочетании с мощностью двигателя (средняя скорость машин достигает 350 км/ч, а с использованием всевозможных примочек переваливает за 700 км/ч) и вышеупомянутыми особенностями строения автомобиля дает довольно забавный результат. Машины носятся по трассе, как угорелые, заезжают на стены, переворачиваются, подпрыгивают, как безумные, и даже могут ездить по потолку тоннелей. В общем, гонка являет собой довольно сумасшедшее и непредсказуемое зрелище. Причем порой эта самая непредсказуемость перекидывается и на камеру, которая не желает подчиняться законам логики, и тогда понять что-либо из показываемого хаоса картинок становится просто невозможно. Хотя в остальном графический движок на высоте.
Из
PlayStation выжат практически предел возможного. Приличные спецэффекты, отличные текстуры и палитра, эффекты освещения в реальном времени, симпатичные полигональные модели машин. Правда были замечены случаи выпадения полигонов и клиппинга (проникновения одного твердого объекта в другой), но в разумных пределах и на общем впечатлении от игры это никак не сказывается.
Под стать графическому оформлению и звук. Для написания музыкальных композиций были привлечены довольно известные на Западе личности (хотя имена большинства из них, за исключением разве что
Fatboy Slim, вряд ли знакомы российскому слушателю). В общем, если бы составлялись хит парады музыкального сопровождения игр,
Rollcage имела бы все шансы занять место в призовой тройке. При условии, что вы не имеете ничего против стиля drum'n'bass.
Ну что ж, настало время прощальных рекомендаций. Итак, если вам нравятся игры данного жанра, то
Rollcage — несомненно, именно то, что вам нужно. Но если подобные игры вызывают у вас только отвращение, Rollcage — все равно именно то, что вам нужно, чтобы изменить свое мнение в лучшую сторону. В общем, достойное развлечение для широкого круга игроков.
Журнал "Official PlayStation Russia" за 1999 год.