Краткое описание
Третья часть классической RPG-серии, завоевавшая огромную армию фанатов и признание по всему миру.
Рю — последний представитель некогда великого народа. Он похож на человека, но в его жилах течет кровь драконов. Пока он не помнит прошлого, не знает, кто он, и не понимает, что за события происходят вокруг. Однако великая сила, до поры дремлющая в нем, рано или поздно проявит себя, и тогда именно на его плечи ляжет ответственность за судьбу всего мира.
Полное описание
Пожалуй, если рассказывать о своих эмоциях по поводу этой игры, не всем будет интересно, эмоции и переживания — понятия чересчур личностные, у каждого свои, да и употребление в разговоре сплошных превосходных степеней — это, должно быть, скучно. Поэтому скажу очень коротко: я не встречал лучшей RPG на PlayStation, и только единичные "писишные" RP6 сравнимы с Breath of Fire III. Эта игра — нечто уникальное и по качеству, и по увлекательности. Если вы любите этот жанр, то это наверняка ваша игрушка, если вы еще не играли в RPG — то начните с нее. На этом рекламный проспект заканчивается, и мы переходим к сути.
Некогда в том мире, в котором происходит действие игры BoFIII, жили драконы — не просто единичные особи, а огромный клан. Когда драконы собрались уничтожить мир — а к сообщению этого факта сводятся все упоминания о драконах в начале игры, — нашлась сила, которая оказалась в состоянии остановить их. Трупы драконов, как и трупы всех остальных магических существ.
Со временем превращались в энергетически ценное полезное ископаемое — chrysm. И вот однажды, через 400 лет после истребления драконов, в шахте по добыче chrysm'a было обнаружено неразложившееся тело дракона. Более того, когда тело было откопано, выяснилось, что оно даже не успело умереть. Так игрок и знакомится с главным героем — своим воплощением в тамошнем мире; в оригинале дракона зовут Ryu.
Я постарался рассказать предысторию на основании того, что сообщается в самом начале игры. Я не рассказал здесь и трети сюжета, не упомянул о критических моментах в развитии игровых событий, словом, изложил только фабулу. Мне просто не хочется отнимать у вас удовольствие от самой игры. В Breath of Fire III отличный, великолепный сюжет — и по объему, и по качеству история тянет на неплохую фэнтезийную книжку (толстую-толстую). Даже на фоне классической художественной литературы качество BOF'овского сюжета не заставляет краснеть разработчиков, а уж если сравнивать с кино... Единственный недостаток — сюжет линейный, но зато сколько в нем (сюжете) всего! 8 героев, десятки NPC, параллельные сюжетные линии, продуманность мелких реплик второстепенных персонажей, логичность развития событий, иногда даже сносный юмор. Детали проработаны прекрасно, места, с которых начинается игра, вызывают приступы умиления, когда к ним возвращаешься через какое-то время — настолько все правдоподобно. Предательства, интриги, союзники, поиск друзей детства и собственных корней — да еще не просто так, а на прекрасном фоне.
Всякий RPG'шник поймет, насколько дорог может быть выпестованный герой — а представьте, что по ходу сюжета героев в вашей партии насильственно разлучают. Море сочувствия — но только при одном условии: если герой действительно выпестован с любовью. А это уже зависит от игровой системы.
Поверьте, с ней все в порядке. Герои имеют 6 независимых параметров — Strength, Defense, Intelligence, Agility, HP и АР. Если с первыми четырьмя вам что-то непонятно, по ходу разберетесь (очень уж все интуитивно); последние два, по сути дела — жизнь и мана. Кроме того, у героя есть статус — отравлен, загипнотизирован и т.д. На каждого можно повесить оружие, 4 брони (одновременно, но разных типов) и два особых предмета (быстрее бегает — ловчее прыгает — от яда меньше травится). Система повышения уровней — классическая: чем дальше в лес — тем больше experience; набрали определенное количество — вот вам уровень и повышение всех параметров. Особенно приятно встретить зеленого героя, когда монстры вокруг уже солидные: заработанные experience-очки делятся поровну на всех, и свеженький герой растет, как на дрожжах.
По мере накопления героев, вы отбираете трех самых милых вашему сердцу (или перспективных) и, пока есть возможность, играете ими. Получив очередное задание (скажем, очистить от монстров маяк), вы по карте перебираетесь в район маяка и там пробиваетесь к главному боссу через толпы врагов. Шашки наголо, победа (о боевой системе — чуть ниже), и дальше по району. Когда задание выполнено (например, маяк очищен), возникает новая история, новые боссы, новые приключения. Сюжет, повторяю, линейный, но временами настолько непредсказуемый, что о линейности как-то забываешь.
Итак, о задании. Бой идет в походовом режиме: мне встречалось до 5 противников одновременно (против моих 3). Каждый из героев может: атаковать, защищаться (абсолютно ненужное действие), накладывать заклинание, использовать предмет (например, лекарство), наблюдать (см. ниже). Очередность ходов зависит от Agility; максимум везения — это дополнительный ход для тех персонажей, которые существенно быстрее встреченных монстров; в остальном же — рубиловка по принципу "ты мне — я тебе".
Что тут сказать? Я люблю классику. Все мое уважение к FFVII или РЕ меркнет, когда я вижу вот это самое "доброе старое". Экономика должна быть экономной; бой должен быть походовым; когда нанесенный урон зависит от разницы "атака атакующего — защита защищающегося" — это хорошо; а если при этом еще и монстры подобраны так, что всегда можно победить, но приходится попотеть... Это же вообще на ура! Мне очень понравилась система боя в BoFIII — отличная реализация скучнейшего, в общем, занятия: прокачки героев. И опять повторюсь: если вы воспитывались на классике, то оцените игру; если нет — то у вас есть шанс понять, чем же эта классика была хороша.
Отдельное слово о магии. Пять стихий, более 200 (это на глаз) заклинаний и skill'ов; и при этом все так подобрано, что "устаревающих" заклинаний мало. Поверьте, это редкая ценность: такая система, при которой игрок далеко не всегда будет использовать самое мощное из имеющихся заклинаний молнии. Не последнюю роль тут играют, кстати, монстры — разные твари по-разному реагируют на заклинания и, что приятно, — нередко реакция монстра на, скажем, холод очевидна уже из его названия и внешнего вида. Впрочем, бывают и экзотические случаи; магия используется вовсю, и творческий подход в этом использовании оказывается нелишним. Кроме того, сами монстры вовсю плюются spell'ами, и некоторые из них можно выучить — как раз для этого и существует функция examine.
Кстати, ваш главный герой — не просто представитель драконьего племени. По мере игры (а ходит Ryu по карте в "человеческом виде") вы находите Dragon Gene's; использование их в бою превращает Ryu в дракона, и вот уж тут — смерть врагам! Весь фокус в том. что таких "генов" не то 21, не то 24, и поиск оптимальной против конкретного босса комбинации — отдельная задача; но если уж найдется... Страшное зрелище.
Игру можно пройти множеством способов — подозреваю, что даже в дракона превращаться не обязательно. Существует встроенная система мастеров, позволяющая делать не просто героев-середнячков, а мощных воинов, есть возможность передавать skill от одного героя другому и опять-таки искать оптимум, есть, наконец, просто встроенная рыбалка — вспомогательное тупое занятие, но даже за ним можно провести не один час.
Наверно, надо было бы поговорить о графике (она в игре хоть и не является верхом технологии, а глаз радует), но сама игра настолько хороша, что о графике как-то не задумываешься.
B0FIII — настоящая игра. В ней есть множество всего, она прекрасно сбалансирована: вам не удастся расслабиться — и герои никогда не станут принципиально круче монстров, и квестовая часть заслуживает внимания. Оторваться от игры можно — но очень не хочется.
Чуть не забыл. Неизбежно (и бессмысленно) должно быть сравнение с Final Fantasy VII, как классикой жанра. Что ж, формально они похожи, но мое мнение такое: "BoFIII лучше, чем FFVII. Чем лучше? Чем FFVII". По разным причинам, о которых и задумываться не хочется: отсутствие real-time'овских фокусов, симпатичность рисованных персонажей (в отличие от "наборов кубиков" в FFVII), спокойный, качественный, проработанный сюжет, наконец, общая гармоничность. В BOFIII все как-то проще и естественней, игра течет плавно и неторопливо, и приносит на редкость много удовольствия. Старая добрая сказка на PSX: "Давным-давно — лет 400 назад — Brood, могущественный клан драконов, вел войну, равной которой по масштабам мир еще не знал..."
Описание из журнала "VideoИгры", 1998 год.