v1.1
Краткое описание
Одна из самых популярных игр для ps1, сочетающая, казалось бы, противоположные вещи - динамичный шутер от третьего лица и стелс-экшн.
Полное описание
Несмотря на то, что холодная волна закончилась уже немало лет назад, ни мы, ни наши прошлые «потенциальные противники» о ней не забыли. Особенно американцы. Хотя основное место в «образе врага» прочно закрепилось за арабскими террористами, западные масс-медиа нет-нет да и напомнят простым обывателям о существовании КГБ/ГРУ и кровожадной русской мафии... Последний пример — игра «Syphon Fiter». В ней вам предстоит прожить несколько дней в шкуре простого американского супер-шпиона Гэбриэля «Гейба» Логана (Gabriel Logan), который обязан остановить козни международной мафии с русскими во главе.
Завязка такова: сверхсекретная организация по борьбе с терроризмом со скромным названием «Агентство» (The Agency) занимается устранением Эриха Рёмера (Erich Rhoemer), одного из самых опасных боссов оной мафии. Данный деятель решил извести половину человечества с помощью сверхмощного вируса «Syphon Filter», а остальной половине продать противоядие. Или не продать и стать повелителем Земли. В общем, возможностей была куча, главное сначала воспользоваться вирусом. Конечно, было решено Рёмера срочно ликвидировать. Но Эрих с соратниками — Марой Арамовой (Mara Aramov) и Антоном Гирдо (Anton Girdeux) оказался на удивление живуч, и все усилия Гейба и его напарницы Лиан Ксинг (Lian Xing) пропали даром — Рёмер всегда был на шаг впереди людей обстановке.
Следует отдать должное разработчикам из «Eidetic» — они сумели создать действительно интересные наборы задач, которые Гейбу и вам предстоит решать всю игру. Причем для добавления напряженности новые миссии вам будут даваться прямо по ходу игры. Поэтому не стоит радоваться, когда в начале того или иного этапа вы увидите всего лишь одно или два задания. Поверьте, вскоре вас будут пугать не террористы, а знакомый голос Лиан, которая все время сообщает о новых миссиях...
Разнообразие заданий очень велико — от обычного устранения некой личности, до подрывных работ и спасения заложников. Скучать вам не дадут! Не могу не повторится и не похвалить «Eidetic» еще раз — не только миссии, но и вообще игровой мир сделан с большой тщательностью. Как шпиону, Гейбу не положено быть в центре внимания. Поэтому в игре будет немало моментов, когда на ваших глазах разворачиваются полномасштабные боевые действия, обычно между войсками Рёмера и еще кем-то. Причем война в полном смысле этого слова — с кучей солдат, постоянным маневрированием и прочими атрибутами... В такие моменты начинаешь отчетливо чувствовать, что Гэбриэль, видимо, просто не туда попал — сюда бы танковую бригаду, а не одинокого дяденьку с претензиями на супер-героя...
Следующий приятный момент SF — ее частичная нелинейность. Конечно, для успешного выполнения миссии вам предстоит выполнить строгий набор действий, но вот как их выполнить — вопрос только ваш. Каждый может выбрать себе прохождение по вкусу. Кто-то проползет всю игру, пригнувшись и стреляя только в голову из укрытия, а кто-то предпочтет открытую войну всем террористам мира со взрывами гранат и прочей атрибутикой.
Истина, как всегда, лежит в золотой середине. В игре есть немало моментов, когда возможно применение только оружия с глушителем, и тогда выбирать не приходится. С другой стороны, когда вам дано простое указание перебить как можно больше террорюг, нечего прятаться! Выходите в чисто поле, берите автомат покрупнее и косите гадов очередями от пояса...
Но все-таки таких моментов в «Syphon Filter» будет маловато. Ближе к середине игры почти все враги обзаведутся такими же, как у Логана, флак-жилетами, и это сделает стрельбу навскидку бессмысленной. Одного врага вы еще сможете уложить, а двух и более уже нет. Я уже не говорю о жутком перерасходе патронов в таких сражениях... Остается один выход — «head shot». Вообще среди игроков в SF наблюдается прямо-таки культ стрельбы в голову. Это самый продуктивный и экономный способ убийства в игре — затратив всего один патрон, вы получаете труп врага и почти новенький бронежилет! Конечно, такой способ стрельбы требует недюжинной тренировки и опыта, но поверьте, это того стоит. Хотя есть небольшая опасность быть непонятым окружающими людьми — у меня был случай, когда я ехал в метро и рассказывал другу про то, как Гейб под моим управлением забрался на господствующую высоту и «снимал» всех из снайперской винтовки. Все детали отстрела врагов прямым попаданием в кочан я описывал с таким энтузиазмом, что привлек нездоровое внимание окружающих пассажиров, заподозривших во мне профессионального террориста.
Порадовало внимание программистов «Eidetic» к деталям игрового мира. Обилие «интерактивных» объектов очень велико. И это уже не просто фонари на улицах, которые можно расстрелять... Самый запомнившийся пример — комната на подземной базе Рёмера, в которой пяток ученых колдуют над какими-то колбами. Я прицелился и, увы, промахнулся — очередь из «Узи» прошла ниже голов ученых. Но тут случилось самое интересное — шальная пуля попала в одну из колб, и комната быстро наполнилась странным зеленым дымом. Я пару секунд послушал обреченные крики, кинул для контроля гранату и пошел дальше...
Кстати, о гранатах и прочем. Арсенал «Syphon Filter» — отдельная песня. Без преувеличения, в SF используется наверно самый лучший набор огнестрельного оружия за всю историю игр. Несмотря на статус спецназовца-одиночки, Гейб из принципа не бьет врагов руками/ногами и не носит красивый армейский нож, как Солид Снейк. Если кончатся патроны, Логану придется пользоваться «шокером» (Taser), правда это не так уж и плохо — пара секунд активации шокера, и враг уже дымится... Но патроны кончаются редко, игра не располагает к активной войне.
Самих видов оружия немало — и обязательная винтовка М-16, и многочисленные короткоствольные автоматы («Узи», «Хеклер и Кох», «Анграм»), и несколько разновидностей снайперских винтовок. Кроме обычных показателей скорострельность/объем магазина/убойная сила, многие типы оружия обладают еще и специфическими свойствами — наличием глушителя, ночного прицела или пуль из тефлон-сплава (ох, это просто сказка! Оснащенный этими патронами «K3G4» прошивает флак-жилеты как простую фанеру...).
Такое разнообразие средств уничтожения противника вы вряд ли где-то еще видели. Кроме кучи огнестрельного оружия, у Гейба имеется фонарик, а на отдельных миссиях к нему в руки попадет измеритель уровня вируса (обнаруживать зараженных) и сканнер, позволяющий смотреть сквозь стены...
К счастью, разработчики не стали все время тратить на шлифовку игрового процесса, но и уделили много усилий разработке визуальной части игры, звука и оптимизации управления. Чтобы там не говорили, графика хороша! Все персонажи сделаны с применением "motion captures" технологии, поэтому движения Гейба и его противников вполне правдоподобны и достаточно плавны, а уж количество возможных анимаций смерти просто не может не восхищать — реакция на попадания из винтовки и «Узи» будет кардинально разная... Полностью трехмерный мир вокруг нашего героя тоже сделан максимально реалистично. Количество текстур (а с ними и разнообразие обстановки) очень велико, топография различных местностей на удивление логична и оригинальна.
Очень много спецэффектов, пиротехнических и не очень. Правда, заставочные ролики не столь приятны и содержательны, как хотелось бы, но со своей задачей справляются вполне — те люди, кто не любит читать брифинги, набранные мелким текстом, все равно не останутся без своей порции сюжета...
Отдельно хочу похвалить дизайн интерфейса и вообще стилистику игры. Работали над ней не мальчики, но мужи. На игровом экране — ничего лишнего. Шкала жизней (вашей и противника), индикатор обнаружения (наполняется, когда враг вас видит), текущее оружие и весьма удобный радар. Нажав на «Start», вы получите доступ к меню со множеством пунктов: начиная от объяснения текущих задач и степени их выполнения до кратких, но емких характеристик оружия. В «Options» вообще можно изменить почти все или даже поиграть в любой ранее пройденный этап без выходов в начальное игровое меню...
Звуковое оформление тянет на четыре. Музыка где-то присутствует, поддерживая общий фон игры, но никоим образом не запоминается. Много оцифрованной речи, причем вполне приличного качества — в «Eidetic» не пожалели денег на приглашение хороших актеров. Ну и конечно, страшно порадовало наличие нескольких человек, озвучивающих на русском. Родной речи не так уж и мало, она звучит она почти без акцента и, что самое главное — грамотно и без ошибок. Пустячок, а приятно...
Вообще русская тема в игре на удивление лишена привычных уже ляпов и штампов. Военная база в Казахстане украшена российской, а не советской символикой — двуглавые орлы на грузовиках и воротах базы, триколор на флагштоке... Страшная ракета «Deviatka» и прочие мелочи — отдых души русско-говорящих геймеров. Но без хоть каких-то ошибок, конечно, не обошлось — например, наличие прямого подземного тоннеля между Казахстаном и Ужгородом (что на незалежной Украте). Да и сам Ужгород, выполненный в лучших традициях русского деревянного зодчества, немного удивил. Цветные витражи и лепнина в бревенчатых стенах — это смотрится круто... Как человек, не раз посещавший этот чудесный городок, могу сказать — там не так плохо! Но не так.
Едва ли не самая значимая в таких играх вещь — управление, тоже не осталось без внимания. Логан умеет исполнять почти все движения, положенные спецназовцу по ГОСТу (кроме, наверное, разбивания бутылки о голову), и вести огонь из всех положений рук и корпуса. Причем все функции разложены по кнопкам настолько эргономично, что при должной тренировке рук можно не отпускать противника с прицела почти из любой позиции. Впрочем, особо привередливые молодые люди могут настроить управление по своему вкусу. Есть поддержка «Dual Shock», так что любители повибрировать будут довольны...
Ну и напоследок резюме. «Syphon Filter» — без всякого сомнения одна из лучших игр 1999-го года. На выставке «ЕЗ» в 1998 году была показана видеопленка с рабочей версией игры, и никакого энтузиазма она не вызвала. За прошедший год «Eidetic» проделала огромный объем работ и сумела сделать настоящий хит из игры, выхода которой никто не ждал. Не пропустите!
Описание из журнала "Великий Dракон", 1999 год.