Первая часть приключений смешного существа по имени
Рэймэн, обитающего на далекой планете в причудливом мире, полном невероятных приключений, увидела сеет в середине 90-х годов. С тех пор по всему миру продано уже более четырех миллионов копий этой игры, что для подобного, в общем-то, ничем особенным не выдающегося проекта, является просто феноменальным успехом. В чем же секрет? Да наверное в том, что
Ubi Soft действительно умеет делать хорошие игры: ей удалось совместить классическую жанровую форму с нестандартными, отлично запоминающимися героями и прекрасным юмором. С тех пор по меркам игровой индустрии прошел огромный временной отрезок - чего только не успело случиться за это время! Никто и не сомневался, что сиквел будет создан, ведь четыре миллиона - очень серьезная цифра. Так и случилось: Rayman 2: The Great Escape наконец-то увидел свет.
Сюжетная концепция продолжения приключений не блещет оригинальностью, но на нее и не претендует. Итак, на родную планету Рэймэна напали злобные космические пираты, возглавляемые адмиралом по имени
Rasorbeard (
Борода-Бритва). Негодяи не ограничились порабощением всего населения планеты, включая нашего героя: они уничтожили энергетическое ядро этого мира, расколов его на тысячу светящихся шариков (в оригинале -
Lums). Тем не менее, Рэймэну удается сбежать с вражеского корабля, где он был заключен. Теперь его священной задачей стало спасение родной планеты и соотечественников. Помочь ему смогут лишь фея
Ли и четыре волшебные маски. Если ему удастся собрать их и всю тысячу магических осколков, то станет возможным разбудить могущественного
Духа Полокуса, а уж он-то способен изгнать захватчиков. Следует отметить, что в
Rayman 2 сюжетная линия играет важную структурирующую роль, а не является второстепенной мотивацией какого-нибудь платформенного занудства.
Со времен первой части во вселенной Рэймэна произошли радикальные изменения: из простенькой, но симпатичной платформенной бродилки в двух измерениях вырос
сурьезный такой action/adventure, правда, все такой же платформенный, но уже абсолютно трехмерный. Налицо тот самый редкий случай, когда продолжение на несколько порядков превосходит оригинал. Но приобретенные три измерения оказались лишь одной из немногих новаций, созданных усердными разработчиками. По сравнению со своими стилистическими предшественниками
Rayman 2, снабженный отличной графикой, великолепным саундтрэком и прекрасным игровым процессом, может смело претендовать на присутствие в самом авангарде платформенного жанра.
Авторы создали около 45 уровней, расположенные в 17 удивительных мирах, плюс бонусные локации. Работа фантазии дизайнеров должна быть оценена по справедливости - пять баллов. Вы сможете побывать в непроходимых джунглях, девственных лесах, топких болотах, посетить берега фантастических океанов и морей, забраться в пещеры и даже внутрь вулкана и наконец доберетесь до корабля пиратов. Графическое исполнение каждого из отдельных мест просто великолепно. Детальнейшие бэкграунды, запоминающиеся ландшафты, чудесные эффекты - будь то отсветы раскаленной лавы, блики лунного света и таинственное свечение вод океана. Чувствуется, что разработчики тщательнейше продумали каждый пейзаж - иначе уровни вряд ли производили бы столь сильное "атмосферное" впечатление. Иной раз появляется четкая уверенность, что это перенесенный на
PS1 полноценный мультфильм (потом я узнал, что
Ubi Soft действительно сотрудничает с французскими мультипликаторами).
Ощущение присутствия в незнакомом, удивительном, причудливом мире многократно усиливается странными
персонажами, населяющими планету Рэймэна. Каждый из них вызывает у вас удивление или даже смех. Мне лично наибольший кайф доставило постоянное участие в игре главного помощника Рэймэна - некого
Глобокса, напоминающего помесь чеширского кота с летающей лягушкой. Подавляющее их большинство (кроме тех, которые вообще говорить не умеют) изъясняется на своем непонятном туземном наречии, сопровождаемом английскими субтитрами (по-моему, прекрасная находка!). Голоса героев воспроизведены жутко прикольно - не важно, что они там болтают, важно КАК. Да и сам Рэймэн со своими постоянными дурацкими репликами слушается на ура. По крайней мере, я абсолютно уверен, что настоящий Рэймэн, если он где-нибудь и живет, то охает, кряхтит и бормочет он именно так, а никак иначе.
Своеобразные звуки, порождаемые окружающей средой (эффектные водопады, стук камней, шипение лавы и т.д.) замечательно дополняются саундтрэком. Музыкальные темы плавно сменяют друг друга, перерастая из помпезных оркестровых полифоний в более угрожающие мелодические линии, соответствующие ходу событий на экране.
Уникальным свойством
Rayman 2: The Great Escape по сравнению с другими представителями того же жанра является то, что он совсем не надоедает. Несмотря на то, что игра вообще-то сложная, при известной степени упорства и заинтересованности, она проходится на одном дыхании - от начала до конца за несколько вечеров. Разработчикам удалось таким образом сбалансировать и разнообразить
игровой процесс, что на каждом этапе играющему приходится раскрывать новые стороны умений главного героя, равномерно совершенствуясь и набираясь опыта. Кроме того, огромное количество замечательно продуманных элементов просто не дает скучать: только что вы раскачивались в воздухе при помощи ваших магических умений, теперь вы уже скачете на огромном двуногом карандаше, еще минута - и герой мчится на водных лыжах, прицепленных к змее, или спасается от клацающих челюстей кровожадного чудовища. Подобное разнообразие в значительной степени объясняется появлением нового измерения, которое авторы эксплуатируют самым активным образом. В дополнение ко всем, у Рэймэна появилось несколько новых умений, включая способность использовать свои волосы в качестве вертолета (!). Кстати говоря, без него обойтись в игре просто невозможно. Уровень сложности настроить нельзя, тем не менее, он вполне разумен и нарастает постепенно, так что к первому боссу вы должны оказаться во всеоружии. В
Rayman 2 предусмотрена достаточно либеральная система прохождения этапов: если вы погибаете, то отбрасывать вас к самому началу никто не собирается. Что радует.
Конечно же, разработчики
Rayman 2 не придумали в жанре платформенных игр ничего нового. Тем не менее, им удалось сделать то, что получается у считанных единиц: свести воедино все те черты, за которые мы ценим платформенные игры как таковые. В
Rayman 2 есть все, что нужно: великолепная графика, замечательный саундтрэк, фирменный супергерой и фантастически богатый игровой процесс. Давайте просто скинем со счета мелкие недостатки и поиграем в хорошую игру. А иначе, зачем же их делают?
Журнал "Official PlayStation Russia" за 2000 год.