Сборный образ от
DruchaPucha: Процедура 2000 (ролики), ??? (озвучка), Вектор (текст).
Краткое описание
Первая часть Драйвера, подарившая миру геймплей ГТА, но в полном 3D.
Полное описание
Хотя некоторые попытки достичь того, к чему устремился
Driver, и предпринимались (например,
Auto Destruct от ЕА), но никто еще не сумел сделать того, что было достигнуто в
Driver. Фактически, данный проект основал целый новый жанр, сущность которого сложно описать в двух словах. Понять же его можно лишь только посидев часок-другой за этим шедевром.
На Западе уже давно забыли, как выглядят машины начала восьмидесятых, но и там эта игра вызвала волну восхищения — что уж говорить о нашей игровой аудитории, для которой Форд «Гранада» навечно останется теплым воспоминанием детства, а квадратные черно-белые Линкольны с сиренами всегда будут напоминать о незабываемых часах у телевизора в родительском доме. Это такие же согревающие память образы, как березка у родного подъезда, весенние ручьи, текущие от школы, или первая прогулка под ручку с любимой девушкой мимо храма Христа Спасителя.
Reflections как будто бы знала в деталях затененные уголки нашей психологии, наполняя свое творение угловатыми автомобилями, покрашенными в такие оттенки, что и названия этих красок никто уже не помнит.
Мало того, чтобы доставить нашему игроку максимальное удовольствие, главным героем игры Reflections сделала полицейского, тем самым дав нам возможность в который раз пощеголять выученной наизусть за многие годы изучения американских боевиков и сериалов фразой: «Вы имеете право сохранять молчание, все, что вы скажете, может быть использовано против вас...». Разумеется, полицейский, роль которого вы будете играть — не просто полицейский, а специальный агент, который внедряется в среду таких родных нам американских подонков и уголовников, дабы потом разоблачить их всех и сразу. Приманкой для негодяев станет ваше потрясающее умение управлять автомобилем, ведь, как известно, преступники всегда испытывают небывалый дефицит в хороших
Driver'ах, то есть водителях.
Сюжету Reflections уделила просто небывалое внимание, по нему можно было бы снять захватывающий боевик или написать детективный роман. Видимо под впечатлением от Gran Turismo разработчики
Driver решили начать свою игру с того, как главный герой
Таннер демонстрирует свое мастерство в гараже, доказывая свою компетентность. Тут вам придется маневрировать между бетонными барьерами, совершать полные развороты на 180 градусов и осуществлять другие трюки, скорее акробатические, чем автоспортивные. На самом деле это самый сложный этап в игре, но его придется пройти, чтобы продемонстрировать как полицейским, так и бандитам, на что способен наш герой, и доказать, что он достоин того задания, за которое взялся.
Как только Таннер проходит испытание, он оказывается в своей комнате в мотеле, где, собственно, ему и предлагается выбрать одну из доступных миссий. Хотя выбранный маршрут в конечном итоге, как правило, приводит к одному и тому же результату, возможность выбора миссии спасает игру от «моментального устаревания» после того, как вы пройдете ее один раз. Кроме того Reflections сделала все миссии очень разными, за что ей наше огромное спасибо; вам придется ездить с совершенно разами целями: один раз вам придется просто оставить «клиента» в пункт назначения, в другой — прикинувшись таксистом, подобать определенного пассажира, а потом пытать его своей ездой, чтобы впоследствии тот сквозь слезы и рвоту выдал ценную информацию. Варианты настолько интересны и разнообразны, что вам захочется играть хотя бы ради того, чтобы узнать, какой миссией будет следующая.
Все в игре благоприятствует выполнению заданий: длинные и прямые американские улицы, практически полное отсутствие уличного движения в ночное время, но... Есть одно «но» — полицейские. С ними стоит обращаться поосторожнее, а лучше вообще не попадаться на глаза, иначе, провалите задание, работающий под прикрытием вынужден будет искать политическое убежище в России как от своих бывших сотрудников, и от своих подельников. А это явно не лучшее и не самое безопасное место для таких, как он.
Чтобы лишний раз не встретиться со своими сослуживцами, не подозревающими о значимости миссии Таннера, у него в арсенале есть радар и что-то типа карты. На зтой карте обозначено, насколько далеко «видят» патрульные машины, и, если значок вашего автомобиля попадет на карте в поле зрения патруля, то это в конце концов приведет к изумительной погоне с перекрытием дорог и постоянно прибывающими на помощь собратьям машинами с сиренами. Хотя, надо сразу признать, что добиться, чтобы вас поймали, довольно сложно: разве что если вы вдребезги разобьете свою машину.
Разработки могли бы остановиться на одном «сюжетном» режиме игры, в котором герой выполняет миссии, двигаясь к высокой цели, но пошли дальше. Помимо режима игры в «полицейского под прикрытием» они включили и свободный режим, где гибкие настройки дают возможность игроку в деталях описать игру, в которую он будет играть: выбрать город из тех, которые уже открыта, выбрать, будет ли он преследователем или преследуемым, по какому маршруту и дорожному покрытию он поедет и т.п. Если играющей достигнет высоких результатов в игре, то ему станет доступным cheat-экран (где можно немножко сжульничать, настраивая практически все параметры игры по своему усмотрению).
Что касается
управления, то игра исключительно хорошо справляется с аналоговым контроллером и Dual Shock. Каждая машина ведет себя на дороге по-разному, но руки чувствуют общий принцип и быстро адаптируются к каждому автомобилю. Физику игры нельзя назвать уж очень реалистичной — это цена, которую разработчики заплатили за простоту и качество игрового процесса. Конечно, поведение автомобиля на дороге не срисовано с настоящего, но и нельзя сказать, что уж совсем все примитивно: оно похоже на нечто среднее между физикой машины из фильмов о погоне и ездой обычного семейного транспортного средства. Не так просто привыкнуть к поведению автомобиля на траве и грязи, эти поверхности отрицательно сказываются на маневренности автомобиля и, как и в любом другом автосимуляторе, вполне успешно действуют на нервы несчастного игрока, пытающегося с них вырулить.
Но единственной настоящей головной болью, как уже сказано — управление чудом американской промышленности в самом начале игры. Но опять же, видимо, предугадав такие трудности, разработчики сделали режим обучения, где игроку в деталях описывается, как делать те или иные развороты и трюки.
AI игры продвинут до невозможного, иной раз сомневаешься: подключена ли к твоему телевизору
PlayStation или провода тянутся к голове настоящего американского копа. Особенно часто на такие мысли наводит режим игры под названием Survival («выживание»), когда игрока преследует несколько автомобилей с мигалками, поочередно долбящихся в машину героя своими бамперами. Смысл этого режима состоит в том, что игрок должен продержаться максимально долгое время, пока его автомобиль окончательно не разобьют патрули. Это один из самых забавных режимов в игре: машины ведут себя как горные козлы в брачный период, да и всегда приятно осознать превосходство уровня интеллекта наших родных сотрудников ГИБДД над микрочипами в головах американских стражей порядка, который по каким-то необъяснимым причинам заниматься тем же на российских трассах не позволяет.
Правда, Reflections несколько переборщила с перекрыванием дорог. Видимо, по их мнению, полицейские США только и занимаются тем, что каждые четыре-пятъ километров при любом удобном случае блокируют проезжую часть (именно так это происходит в игре). И надо признать, делают они это с умом, так что если игрок попадает в переделку с большим количеством патрульных машин, то времени, убегая от них, он потеряет уйму.
Зато AI «гражданских» автомобилей хвалить не приходится — такое ощущение, что он создан исключительно для того, чтобы мешать Таннеру вести автомобиль. Водители их ведут себя как окончательные алкоголики, постоянно, перед тем как сделать поворот налево, перестраивающиеся в правый ряд. Иной раз поражаешься, сколько раз машина перестраивается из ряда в ряд на пустом прямом шоссе. Конечно, это только делает игру интереснее и усложняет задачу, но стоило бы и о реалистичности подумать.
Есть в игре и очевидная ошибка — механизм вычисления аварии как-то странно работает на более поздних миссиях. Игрок, пытаясь пролезть в щель между машинами, в которую еще совсем недавно пролезал несколько миссий назад, иногда ударяется в обе (!) машины впереди, хотя это и случается крайне редко. Еще одно истинное удовольствие
Driver — врезаться и сносить столбики, почтовые ящики и пожарные гидранты. При этом объекты рассыпаются на мелкие кусочки, поднимая в воздух фонтаны стекла и металла.
Графика игры — вообще отдельная тема для статьи. Не так легко создавать модели городов, да еще и реально существующих. Чтобы как можно детальнее воспроизвести города, еще до разработки игры Reflections выслала в Майами, Сан-Франциско, Лос Анджелес и Нью-Йорк специальные команды своих сотрудников, состоящие из двух человек, которые только и занимались тем, что снимали улицы мегаполисов на видеопленку. Создателям почти удалось перенести города целиком в игры, разве что к детальности магазинов и других заведений — первому, что привлекает внимание на фоне коричневой улицы, — отнеслись, прямо скажем, наплевательски. Вообще, все, кто играл в
Driver, прорисовку зданий в игре оценивают по-разному: одни считают ее просто великолепной, а другие — слегка недоделанной. И самое смешное, что правы обе стороны — иной раз удивляешься, как это великолепное здание затесалось в череду этих серых однообразных домов, или, наоборот, не можешь понять, что делает этот набросанный за пару минут эскиз магазинчика среди прекрасных многоэтажных зданий. Может быть, в этом и заключается тонкий расчет разработчиков, которые таким образом просто не дают нам привыкнуть к монотонному стилю американской архитектуры, кто знает...
Частота смены кадров образцово поддерживается на высоком уровне без каких бы то ни было визуальных потерь. Шарахающиеся пешеходы, когда игрок со свистом проносится мимо них, возможность включать а выключать габариты, дымок из-под колес и пыль дороги — все это очень хорошо называется на впечатлении от графического оформления игры. Особенно красив эффект ослепляющего солнца, лучи которого сверкают на металлических поверхностях машины.
Музыкальное сопровождение вполне соответствует атмосфере конца семидесятых — начала восьмидесятых. На воодушевление игрока она влияет почему-то даже сильнее, чем визг покрышек на американском асфальте, визг сирен и мерцание проблесковых маяков.
Если кто-нибудь вам скажет, что
Driver — не игра года, то смело сажайте его в старенький дедушкин «Москвич» и катайте кругами по городу, петляя между патрульных «Crown Victoria», пока он сквозь рвоту и слезы не признает свою неправоту...
Журнал "Official PlayStation Russia" за 1999 год.