Краткое описание
Серия
Medal of Honor завоевала себе популярность именно благодаря первым играм на ps1.
Очень реалистичный шутер по меркам консоли - разнообразные этапы, богатый арсенал оружия, хитрые враги - всё сделано как надо!
Наряду с
портированным Квейком, лучшая "стрелялка".
Полное описание
По сюжетной концепции
Medal Of Honor игра, которой нас осчастливила
Electronic Arts, ближе всего к Wolfenstein. Действие происходит во время Второй Мировой Войны, а конкретно, ваше приключение начинается 5 июня 1944 года и продлится до самого дня Победы.
Вы играете за пилота американских военно-воздушных сил, сбитого над территорией фашистской Германии во время выполнения боевого задания. Чудом
Джимми Паттерсон, то есть вы, остаетесь живы после того, как ваш самолет был сбит немецким ПВО. Теперь, оказавшись по ту сторону вражеских укреплений, вдали от какой-либо реальной поддержки соотечественников и союзников, вам нужно просто выбраться, остаться в живых, дотянуть до победы. Но это — ваши личные интересы. Есть еще интересы Родины (вспоминается высказывание швейцарского писателя Дюреннмата: «Когда государство убивает своих граждан, оно называет себя Родиной»), В соответствии с этими интересами вы, как персонаж столь неожиданно и выгодно оказавшийся в самом тылу врага, обязаны выполнить серию заданий OSS (Operation of Strategic Services — этакое ЦРУ до ЦРУ), носящих разведывательный и диверсионный характер. В результате всего конгресс США наградит достойного сына Америки Медалью Чести (или как там она у них называется), которую исторический Джим Петтерсон, действительно существовавший, почему-то не принял. Что, впрочем, не помешало ему стать настоящим героем.
Разработчики из
Dreamworks Interactive не скрывают связи своего детища с другим произведением на подобную милитаристическую тему — с фильмом Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Сам же Спилберг вроде как выступил в роли неофициального идейного вдохновителя и крестного отца игры. По словам ребят Dreamworks Interactive, Стивен внимательно следил за процессом разработки
Medal Of Honor, принимал непосредственное участие в разработке концепции, миссий, комментировал необходимые сюжетные ходы и пр.
Как я уже говорил, герой выполняет диверсионные и разведывательные миссии в тылу нацистов. Это могут быть задания типа уничтожения группы определенных офицеров, розыск и спасение других агентов, поиск каких-либо секретных документов и прочие. Можете быть уверены — никаких «высокоинтеллектуальных» миссий вроде «найди синий ключ и открой им красную дверь», в
Medal Of Honor не предвидится. В достаточном количестве встречаются шпионские задания, т.е. миссии, которые методом «kill'em all» не пройдешь. Придется переодеваться в фашистскую униформу и вести подрывную работу изнутри. Подобное разнообразие изрядно повышает общую увлекательность игры.
Всего же предусмотрено 11 взаимосвязанных, достоверных заданий, выполнение которых растянется на 30 уровней. Каждая большая задача может распадаться на несколько частных, важных или второстепенных. В принципе, МОН обладает линейной структурой сюжета, хотя определенные отклонения возможны. Каждая миссия сопровождается видеовставкой, вводящей в исторически контекст происходящего и наглядно демонстрирующей, что к чему.
Разработчики постарались, чтобы задания имели под собой реальную подоплеку, вроде как история с грандиозным загадочным морским проектом фашистов, когда построенный ими суперкорабль вдруг необъяснимо затонул. Связь с союзниками вы осуществляете через агента Французского Сопротивления, которое оказывает вам посильную поддержку в деле разгрома фашистской Германии.
Однако ближе к способу осуществления всех этих увлекательностей — ближе к игровому процессу! Джим бегает, прыгает, использует приставной шаг, пригибается и, конечно же, стреляет, то есть делает все, что полагается настоящему солдату.
Немножко задержусь на оружии: его предусмотрено аж 15 штук, естественно, все реальное. От американских разрывных гранат Марк II, автомата Гэрэнда и даже базуки, до оружия союзников и собственно фашистов. Вальтер П38, ручной пулемет Томпсона, культовый Винчестер, Панзершрек — достойнейший набор для достойного солдата. Помимо этого контекст Второй Мировой позволил удачно использовать в игровом процессе технику вроде танков, джипов и даже самолетов. По крайней мере, мне очень понравилось стрелять из стационарного станкового пулемета типа митральезы: очень смачно фрицев косит.
Разработчики неоднократно уверяли, что основной упор будут делать на AI противников. Честно говоря, это воспринималось не серьезней, чем все подобные заявления, совершаемые создателями игр в прессрелизах. Но когда я сам опробовал
Medal Of Honor, то у меня появилось сильное желание немедленно позвонить в Dreamworks и слезно просить прощения за недостойные подозрения. Да, AI здесь запрограммирован образцово — эти гады-фашисты действительно не хотят умирать! Уж насколько прикольно был сделан AI в Metal Gear Solid — но здесь он и все прочие просто отдыхают. Возьму на себя смелость утверждать, что мы подобного на
PlayStation еще не видели. Они используют рельеф местности, для того чтобы прятаться, нападают из-за угла, действуют группами... Самый кайф был, когда я, бросив в очередной раз гранату, оказался свидетелем того, как бравый офицер Гестапо схватил еще не разорвавшийся смертельный снаряд и швырнул его обратно. Помимо этого менее героически настроенные фрицы просто разбегаются с дикими немецкими воплями, лишь только вы начнете доставать любимую базуку. Не думайте, что вы легко отделались — они просто побежали за подмогой или нападут на вас из-за ближайшего угла.
Есть и настоящие нацисты-герои, готовые пожертвовать жизнью ради товарищей и светлой нордической идеи (честно говоря, такие парни мне симпатичны), так что не удивляйтесь, если увидите, как белокурая бестия повторит подвиг солдата Матросова (это тот, который амбразуру телом закрыл), бросаясь грудью на еще неразорвавшуюся гранату и спасая этим соратников. Враги прекрасно освоили тактику ведения боя в парах: один прикрывает, ведя непрерывную стрельбу по вашей позиции и просто не давая ни малейшей возможности носу высунуть, а второй под защитой ураганного огня подбирается к вам поближе.
Встречаются и приколы другого характера. Допустим, что вы только что пристрелили какого-нибудь очередного арийского воина и спокойно идете дальше, бесстрастно перешагнув через труп. Но не успеваете вы отойти на десять шагов, как ясно ощущаете, что холодный свинец впивается в вашу спину. Да, супостат просто притворился мертвым и, дождавшись того момента, когда вы окажетесь наиболее уязвимым, открыл огонь. Советую поучиться у профессиональных киллеров: народ, добивайте врагов контрольным выстрелом в голову! Плюс ко всему стоит отметить, что фашисты реагируют на выстрелы, слышат взрывы, не «забывают», что вы на них нападали, ходят за подмогой, умеют использовать сигнализацию. Естественно, что иногда не обходится без глюков разного рода, но куда уж без них, родимых, тем более что на общем, более чем благоприятном фоне они смотрятся не раздражающе!
Помимо этого разработчики уделили порядочную долю внимания всяческим прикольным деталям, вроде того, что иногда на улицах немецких городов можно встретить настоящих немецких овчарок, кстати, весьма злобных тварей. Так вот, если швырнуть такой псине гранату, то тупая зверюга схватит ее в зубы и будет носиться до тех пор, пока граната не взорвется... А теперь идите и звоните в фонд защиты животных.
Коэффициент AI пропорционально увеличивается от уровня к уровню, и, по словам разработчиков, это сделано для того, чтобы игрок был не слишком шокирован. Среди 20 различных типов противников представлены разные персонажи — от простых солдат Вермахта до офицеров Гестапо и жестоких штурмовиков СС.
Dreamworks Interactive уже давно успели похвалиться своей новой технологией ступенчатой анимации (hierarchical animation system — HAS). Что это значит? В общем-то, это находка для садиста: если противнику выстрелить в ногу, он грохнется на землю и попытается уползти. Или же с нечленораздельными немецкими воплями запрыгает на одной конечности. Если попасть в руку, то он не сможет стрелять. Если выстрелить в голову, скажем, в лоб, то супостат благополучно отправится в Валхаллу (и не забудьте посмотреть, как с простреленной головы слетает каска).
Задержусь немного на воплях и прочем звуковом оформлении
Medal Of Honor. Честно говоря, звук в МОН даже лучше графики. Ведь в большинстве игр звук имеет более чем подчиненное значение, но даже тогда он часто не справляется с задачей как следует. А здесь все звуки в первую очередь работают на поддержание соответствующей атмосферы: реалистичные звуки выстрелов, зависящие от оружия, резкие вопли раненых, немецкое бормотание врагов, достоверное скрежетанье техники, лай собак в ночи, гулкий толот ног по коридорам, скрип дверей прекрасно воссоздает образы Второй Мировой. Оркестровые музыкальные аранжировки сделаны с явным закосом под соответствующее музыкальное сопровождение старых военных фильмов.
Визуально
Medal of Honor сделан на вполне достойном уровне. Вышеупомянутая технология анимации действительно позволяет использовать ее (анимацию) в гораздо больших количествах, чем обычно. Естественно, Dreamworks столкнулась с теми проблемами, с которыми сталкивается любая студия, разрабатывающая игры для PC и
PSX одновременно. Адекватно передать на
PlayStation все то, что позволяют аппаратные мощности современных компьютеров, увеличенные всевозможными графическими акселераторами, оказывается практически невозможно — все же мощности чипа не те. В результате приходится урезать все, что можно — в
Medal of Honor в первую очередь пострадала частота кадров и общее быстродействие. Вследствие этого возникают глюки с управлением: оно немного «притормаживает», особенно когда действие происходит в графически нагруженных местах. Разработчики решили не снижать уровень детализации, а разгрузить систему другим путем: в частности, была улучшена технология прорисовки полигонов — теперь чип
PS1 не будет утруждать себя высчитыванием тех полигонов, которые не находятся в поле видимости играющего. А в следствие этого сильно возросло быстродействие (при нормальной раскладке игра дотягивает до извечных 30 fps).
Создатели не решились (к счастью) пренебрегать всяческими современными красивостями и спецэффектами, вроде прозрачных поверхностей, цветного освещения и тд., плюс достаточная интерактивность окружающей среды. Естественно, общее графическое исполнение выдержано в соответствующем времени духе: униформа, здания, техника, ландшафты — все будет органично вписываться в контекст военного времени.
К минусам графики нужно отнести сильную «зернистость» изображения и глюки вроде того, что стены становятся прозрачными (полигон возьмет и упадет не пойми куда), вспышки от выстрелов повисают в воздухе и пр. Однако не пугайтесь! К нашему удивлению, все эти баги не напрягают так, как они напрягают в других играх. Дело в том, что куча анимации, проработаннейший игровой процесс вытягивают
Medal Of Honor на более чем достойный уровень.
Стоп! Чуть не забыл про многопользовательский режим — создатели обещали достойнейший multiplayer на семи deathmatch аренах с возможностью выбора из 30 доступных персонажей. Действительно, deathmatch присутствует, но я бы не сказал, что он реализован на твердую «пятерку». Запомните, господа разработчики, когда два человека с пистолетами гоняются друг за другом, то это не deathmatch. Это игра в салочки. Однако, учитывая тот факт, что на
PlayStation катастрофически не хватает нормально выполненного multiplayer'a, я слишком строг — в этом отношении MOH смотрится вполне прилично.
Подводя итоги, хочется отметить, что по сути
Medal of Honor является одним из самых, если не самым лучшим шутером от первого лица, который когда либо появлялся на
PSX. Высочайший уровень реализма, великолепный звук, уникальный AI, увлекательные миссии — все свидетельствует о том, что
Medal of Honor — один из лидеров своего жанра.
Журнал "Official PlayStation Russia" за 1999 год.